ИСТОРИЯ ДАЛМАТОВО
Святые ворота монастыря
Святые ворота монастыряОдновременно с окончанием строительства в монастыре Успенского собора (1708-1720 г. г.) по именному указу Петра I в 1713 г. за счёт казны началось возведение каменных стен «для защиты от воровских воинских людей». В то время на монастырь и окрестные русские селения часто совершали набеги башкиры, татары, черемисы. Ограда же обители была «деревянная, в столбах ветхая».
В ней-то и запланировали построить восточные, полуденные и северные ворота. Калитку в западной стене проделали намного позже, в 1836 году, для прохода учеников в классы духовного училища. Собор и стены возводили тюменские и верхотурские мастера, а также свои крестьяне, которые пришли из разных мест России «от скудности великой» на плодородные монастырские земли. К тому же ещё архимандрит Исаак попросил царя «пожаловать монастырю семьишек сотню с небольшим и разрешить записать их в монастырские книги». Главными, т. е. святыми, воротами ещё деревянного монастыря были восточные. У восточной стены в то время была главная площадь Служней слободы. Здесь же проводились первые ярмарки. Сюда вдоль северного берега реки Исеть вела дорога из Тобольска, где жили губернатор и митрополит.
Над восточными святыми воротами крестьянин Иван Прокопьев по прозванию Большая борода за право жить при монастыре два года «тружася безденежно», срубил деревянную Иоанно-Богословенную церковь, сгоревшую позднее при пожаре. Строительство каменной ограды началось с восточных святых ворот. Над ними по благословению митрополита Тобольского и Сибирского вновь заложили церковь во имя святого апостола Иоанна Богослова. Чертёж этой церкви до сих пор хранится в Москве в Центральном государственном историческом архиве (на снимке вид изнутри). Пока строили церковь, ворота заложили кирпичом. Но церковь эта так и не была достроена, а ворота не открыли. На снимке начала ХХ века это хорошо видно. Только после размещения в стенах монастыря завода «Молмашстрой» ворота пробили для проезда машин. В восьми саженях к северу от упомянутых восточных ворот в монастырской стене были построены простые ворота для проезда крестьянских возов с пятинным хлебом и дровами. Пятинный, потому что 5-ю часть урожая крестьяне отдавали монастырю. Сейчас ворота закладены кирпичом, видны только железные крюки.
Вторые ворота, южные или полуденные, вели на конюшенный и скотный двор. Во дворе стояло несколько изб для монастырских служителей. Слобода у стен Далматовского монастыря называлась Служней, потому что в ней проживали служители. А вот слобода Верхотурского монастыря именовалась Ямской, там жили ямщики, обслуживающие Бабиновскую и другие дороги. До 1745 года в 30-ти саженях от ворот находился женский монастырь, переведённый в Теченское поселье. Из южных ворот можно было выйти к высокому берегу Исети и спуститься по склону к мосту через реку и к мельнице. Монастырская мельница и мост были недалеко от монастырских стен, там, где сейчас улица Исетская выходит на стадион. Раньше Исеть текла вдоль западного крутого склона Белого Городища (сейчас называется Успенским угором) и постоянно подмывала его. В 1791 году купец И. И. Назимов прокопал новое русло для реки, старое запрудил плотиной. С тех пор там стали строить мост через Исеть. Долго строили каменную монастырскую стену и башни. За это время отпала надобность держать оборону от воинствующих башкир. Русские поселения далеко продвинулись вверх по Исети и Тече. Избы села Николаевское растянулись к западу через Мельничный ручей. В центре выстроили церковь. Из Екатеринбурга на восток, к Ялуторовску, через главную улицу села пролёг торговый и почтовый тракт. С юга через мост прибывали караваны из Челябинской и других станиц Южного Урала.
Торговые ярмарки перенесли ближе к дороге к северным монастырским воротам и на площадь возле Николаевской церкви. С тех пор северные ворота становятся главными, а Николаевская улица от церкви до монастыря превращается в единый торговый ряд. Параллельно ей возникали и другие улицы города. Но об этом в следующий раз. Михаил Теляков.
Осада Монастыря Пугачевцами
Центр нашего города, крепостные стены монастыря помнят и другое восстание, пугачевское. Самого Емельяна Пугачева в селе Николаевском не было. Но отряд пугачевцев под командованием челябинского есаула Прохора Пестерева с 11 февраля по 2 марта 1774 года стоял в селе и проводил вооруженную осаду монастыря. Крестьянское восстание под руководством Емельяна Пугачева прокатилось по всему Зауралью, а его причины, ход и последствия подробно рассмотрены историками. Наша задача - просто вспомнить, что это происходило здесь, на тех же улицах, где ходим сегодня мы. Часть крестьян скрылась от подходившего отряда за стенами монастыря, укрепленными оружием: пушками, ружьями. Военным снаряжением в монастыре распоряжались штатные служители Дмитрий Чернавин и Потап Зайков. Часть жителей осталась в домах. Отряд Пестерева вошел в Далматово со стороны Верхнего Яра. Вот как описывает на основании архивных документов эти события Д. С. Грязнов: «По мере приближения к селу Николаевскому численность толпы мятежников увеличилась до 2 000 человек. Часу в пятом пополудни они вступили в село. Встреченные пушечной стрельбой и колокольным набатом, повстанцы не приостановили своего движения. При самом въезде в село были сожжены овины у крестьянского старосты Игнатия Стенина и у крестьянина Ивана Туганова. По примеру крестьян теченских деревень жители села, не укрывшиеся в монастыре, выстроились по обе стороны дороги на Екатеринбург до самой приходской Николаевской церкви с повязанным через правое плечо белым полотном. Крестьянин Алексей Перов встречал пришельцев с иконой в руках. По мере продвижения мятежников в село крестьяне замыкали их ход. Около приходской церкви был выставлен караул при 5 пушках. Усиленные караулы были выставлены также по всем дорогам, ведущим в село. Часть мятежников остановилась на площади вблизи Николаевской церкви, другие разъезжались по обывательским домам. Атаман Пестерев занял дом крестьянина Алексея Перова, живущего за речкою саженях в 120 на запад. Впоследствии Пестерев велел устроить перед своей квартирой виселицы для казни непокорных. Далматовцы долго вспоминали об этих виселицах, как об ужасе людском, и называли их «рилями»». 13 февраля в 9 часов утра бунтовщики открыли огонь по монастырским стенам и бастионам из пушек и ружей. Осажденные ответили огнем из пушек и пищалей. Перестрелка продолжалась весь день и вечер. С той и другой стороны появились раненые. Монастырь выдержал осаду, но имущество тех, кто ушел под защиту монастыря и для его защиты, было разграблено. Восставшие не решились только поджечь дома, так как боялись общего пожара. Осада продолжалась 20 дней, вспыхивали вооруженные стычки у южных ворот со стороны реки Исети, у мукомольной мельницы за рекой. Все попытки проникнуть в монастырь через укрепленные ворота, разрушить его обстрелом из пушек, склонить на свою сторону с помощью «увещевательных писем» защитников мятежникам не удались. Восстание шло к своему закату, и 2 марта 1764 года Пестерев вынужден был снять осаду монастыря... Но есть и еще одна кровавая страница в истории Далматово - расправа над теми, кто поддержал восставших. «Тех, кому выпал жребий принять возмездие за измену и убийство, возводили на крыльцо при верхнем жилье северного корпуса. После допроса в военном суде их на этом же крыльце секли кнутом и, кого бездыханного, кого едва дышавшего, сбрасывали со стены в овраг, промытый весенними и дождевыми водами. Кто оставался живым после битья кнутом, тот умирал в снегу после падения в овраг. К погребению родные выносили изувеченные трупы...». Монастырь понес потери в денежном отношении на 1 025 рублей 21 копейку. Эту сумму разложили по всем селениям вотчины. С села Николаевского было взыскано 68 рублей 18,5 копейки. Через год после дубинщины в судьбе крестьян Далматовской вотчины произошли изменения. В 1764 году Екатерина II подписала указ о передаче монастырских крестьян введение коллегии экономии. Крестьяне освобождались от барщины и натурального оброка. Секуляризация монастырских и церковных земель вроде бы избавила крестьян от монастырской зависимости, ведь они перешли в разряд экономических. Но на практике это мало изменило материальное положение хлебопашцев. С 1837 года крестьяне Далматовской волости, бывшие экономические, стали именоваться государственными крестьянами, как большинство крестьян России.
|
||||||
|
||||||
![]() |
||||||
|
2009-2010 Национальная телевизионная студия РусЭкоФильм / Евразийский центр современного искусства / Институт НТВМТИО Главный редактор - Вадим Осадчий / Свидетельство СМИ ЭЛ № ТУ 45-00020 от 05.02.2009 eurasianart@mail.ru |