|
ПАМЯТНИКИ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ ДАЛМАТОВО
Далматовский Успенский Монастырь
13 XVII веке и в начале XVIII века на монастырь очень часто делали набеги кочевые племена. В начале вокруг монастыря была выстроена деревянная ограда, которая в конце XVII столетия была заменена рубленым городом с башнями. Деревенная крепость монастыря просуществовала недолго. В результате двух пожаров 1707 и 1708 гг. она была почти полностью уничтожена . В 1707 г. началось строительство каменной Успенской церкви «в устранение огненного запаления». Полностью строительство этой двухэтажной церкви с колокольней было закончено в 1719 году. Все постройки производились по указанию и надзором Ивана Борисова (по прозванию Сорока) каменщиками, Соликамскими жителями: Емельяном Гульковым, Антоном Зубовым, Минеем Полескиным, Михаилом Цаплиным, Сысоем Агафоновым, Данилом и Рома ном Громыхаловыми, другими местными и пришлыми людьми. Строительство каменной монастырской стены и башен началось в 1713 году. Пока воздвигали каменную Успенскую церковь, строительство крепости шло медленно, с перерыва ми. Строилась крепость 50 лет отдельными участками, частями. Основной рабочей силой были, конечно, мо настырские крестьяне. К этому времени выросли собственные мастера. Так, в 1722 году делал кирпич «сея обитель Николаевского села житель Никита Федоров сын Чижиков — 30 тысяч добротным мастерством». Из этого же села кирпич делали Петр Андреев — 20 тысяч, Гаврило Антипин — 20 тысяч, Артем Чечельник — 30 тысяч штук. Бутовый камень для фундамента сплавляли по реке Тече из Першино монастырские крестьяне. Они добывали глину, изготавливали кирпич, подвозили его к монастырю. Так сотни крестьянских рук в течение полу века воздвигали кирпичную стену монастыря. На левом высоком берегу реки Исети на не приступном когда-то месте к середине XVIII века было закончено строительство монастыря. Далеко были видны золоченые купола церквей и башен крепости. В тихую погоду за десятки километров был слышен колокольный звон. Все это было расчитано на то, чтобы привлечь как можно больше богомольцев и доходам от прихожан пополнить монастырскую казну. Крепость представляет неправильный шести угольник площадью 4,5 га. Стены так широки, что по ним, за зубцами, можно было проехать на телеге. С внутренней стороны в стенах сде ланы бойницы, в отверстия которых стреляли из пушек и пищалей. Для ружейной стрельбы на стенах выложены зубцы, придавшие стене гребнеобразный вид. Стрелок вставал под защиту зубца и стрелял по неприятелю. На юго-западном и юго-восточном углах крепостной стены возведены башни, которые сохранились до наших дней. Внутри них стоя ли, направленные во все стороны пушки. Правда, эти башни строились в середине XVIII века и не имели оборонительного, значения, так как границы русского государства отодвинулись далеко на юг. К концу XVIII века почти по всей южной и западной стене монастыря располагались в один-два этажа жилые и бытовые помещения монахов. Поэтому с внешней стороны половина монастырской ограды выглядела как сплошной фасад зданий, прерываемый воротами и башнями.
Далматовский монастырь является замеча тельным памятником народного зодчества. Церкви и башни крепости строители украсили художественным орнаментом. «В чудесно орнаментированных сооружениях Далматова монастыря мы имеем единственный художественный памятник для всего обширнейшего восточного склона нашего Урала». Архитектурный ансамбль Далматова монастыря является памятником русского зодчества XVIII века и охраняется государством. Памятник истории крестьянских восстаний Не один раз стены крепости Далматова монастыря были молчаливыми свидетелями кре стьянских восстаний. Так, в 1762—1764 гг. произошло восстание далматовских монастыр ских крестьян, позднее названное историками «дубинщиной». 21 марта 1762 г. появился указ Петра III «О монастырских штатах». Этот указ вносил какое-то облегчение в жизнь монастырских крестьян. Вместо прежних многочисленных натуральных повинностей они должны были уплачивать монастырям лишь денежный оброк по 1 рублю в год с души. Однако недолго крестьяне пользовались этой льготой. Вступившая на престол Екатерина II вскоре отменила указ «О монастырских штатах» и издала новый—о возвращении бывших монастырских крестьян и земель во владение монастырей. Началось массовое выступление, крестьян против возврата их в монастырь. В мае 1763 года выступление крестьян переросло в воору женное восстание. Это восстание было одним из самых крупных выступлений крестьян За уралья. Представители крестьян сходились в «мирской избе», держали совет. Руководил восстанием всеми уважаемый крестьянин Лаврентий Широков из деревни Широково. В каждой деревне Далматовской вотчины были свои вожаки из числа крестьянских вы борных сотников и десятников. Они поддерживали связь с мирской избой и главными ее руководителями: Лаврентием Широковым, Козьмой Мерзляковым, Денисом Жернаковым. Крестьяне вооружились дубинами, косами, вилами, кистенями. В течение двух лет они держали в осаде монастырь. Часто отряды царских драгун, делавшие набеги на деревни, терпели поражение от крестьян. В конце марта 1764 года в монастырь при был хорошо вооруженный драгунский полк и начал расправу с повстанцами.
Крестьянские отряды распадались. Отдель ные группы крестьян укрылись в лесах. В де ревнях началась массовая порка участников этого движения. В Далматовский монастырь насильно пригнали часть избитых и связанных повстанцев. 198 крестьян, принимавших участие в восстании, были публично наказаны плетьми и кнутом. Далматовские крестьяне приняли самое ак тивное участие в крестьянской войне под предводительством Е. И. Пугачева. Более 5 тысяч пугачевцев осаждали крепость Далматовского монастыря в течение 20 дней (с 11 февраля по 2 марта 1774 г.), но взять ее не смогли. Мощные стены крепости выдержали удары пугачевских пушек. Наступление царских войск под командованием генерала Деколонга заставило пугачевцев снять осаду монастыря и отступить на Уксянку. Бросив в бой конницу и артиллерию, Деколонгу удалось разбить повстанческое войско. Поле боя было усеяно убитым и ранеными. Погибло около тысячи крестьян, в плен было взято 158 человек. Царский генерал Деколонг зверски расправился с пленными, взятыми под Уксянкой: «27 человек было повешено, 49 наказано «нещадно плетьми», 4 человека батогами, 7 человек умерло во время следствия, не выдержав истязаний, и лишь 14 человек было отпущено без наказания». Стены крепости Далматова монастыря были свидетелями выступления крестьян в апреле 1842 г. В 1837—41 гг. царским самодержавием была проведена реформа управления государственными крестьянами. В результате был создан сложный, разветвленный аппарат во главе с министерством государственных имуществ. Эта реформа была проведена за счет дальнейшего увеличения налогов с крестьян. Их протест против грабительского характера реформы развернулся в 1841—43 гг. и в Зауралье. По городу Далматово и деревням шли тревожные слухи: о продаже крестьян какому-то барину, о разведении картофеля и т. д. Картофель в то время только что разводился в нашем крае. Многие еще не знали что употреблять в пищу: ботву или клубни. Крестьян заставляли сажать картофель в принудительном порядке, а они всячески со противлялись, называли его «чертовым яблоком».
Вначале заволновались крестьяне деревни Широкове. Ничего не добившись от своего безграмотного старшины Дегтярева, они пришли в Далматово. Встревоженные разными слухами, далматовские крестьяне скопились около волостного правления. Они требовали от волостного головы Иванчикова и писаря Терюхова «Указ за высочайшим подпиши на 3-х рублевом гербовом листе» об отчислении их какому-то барину. Целый день волновались далматовские крестьяне. В припадке ярости они «драли на Иванчикове и писаре Терюхове одежду, повели по селению мимо монастыря на реку Исеть для обливания водой». В это время с монастырской стены раздался пушечный выстрел, но крестьяне не сдавались. Однако вскоре на помощь пленникам пришли далматовские монахи. В 6 часов вечера раздался колокольный звон, началось шествие монахов с иконами. Религиозные крестьяне снимали шапки перед этой процессией, молча уступали дорогу. Воспользовавшись этим, монахи освободили волостного голову Иванчикова, писаря Терюхова и широковского старшину Дегтярева и арестовали трех крестьян из числа повстанцев. В монастырской ограде арестованных кре стьян приковали к столбу за шею железными клещами, а затем бросили в холодный подвал. Вскоре из Шадринска прибыла команда солдат для усмирения крестьян. Активных участников восстания заковали в кандалы и отправили в шадринскую тюрьму. Многих крестьян жестоко избили розгами.
Памятные Даты
Фото Далматово и Далматовского Успенского монастыря Памятники истории и культуры Далматово Сайт монастыря
Материалы предоставлены информационным порталом «Далматовский Край» http://www.kraydalmatovo.ru/pro.htm
|
||||||
|
||||||
![]() |
||||||
|
2009-2010 Национальная телевизионная студия РусЭкоФильм / Евразийский центр современного искусства / Институт НТВМТИО Главный редактор - Вадим Осадчий / Свидетельство СМИ ЭЛ № ТУ 45-00020 от 05.02.2009 eurasianart@mail.ru |